Во время празднования весеннего равноденствия в Ташкенте в марте президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в мероприятии, организованном немецкой диаспорой Узбекистана, чтобы дать восторженную оценку связям со страной, которую он вскоре совершит с двухдневным визитом.
«У нас с ними уже есть система. Нас хорошо понимают [в Германии], и я очень ценю это», — цитируют Мирзиёева узбекские СМИ.
Мирзиёев надеялся именно на это, понимая, что, приземлившись в Берлине 2 мая, менее чем через год после того, как его правительство применило смертоносную силу для подавления протестов в автономной области Каракалпакстан, и всего через несколько дней после того, как его страна одобрила новая конституция, позволяющая ему оставаться у власти как минимум до 2040 года.
Понимая, возможно, тяжелое положение, в котором Ташкент находится уже второй год неспровоцированной войны своего близкого партнера России в Украине, в то время как официальные лица с Запада устремляются в центральноазиатские столицы, чтобы предупредить о вторичных санкциях.
Возможно, также понимание обязывающих связей его правительства с Алишером Усмановым, узбекским магнатом, чья близость к Кремлю сделала его одной из первых мишеней для западных санкций вскоре после начала вторжения Москвы.
По данным офиса Мирзиёева, силача хорошо приняли в Берлине.
Канцлер Германии Олаф Шольц пообещал поддержать заявку Ташкента на вступление во Всемирную торговую организацию и ускорить подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом во время их встречи 3 мая в столице Германии, говорится в пресс-релизе президента.
Немецкие инвестиции в экономику в настоящее время достигли 5,5 миллиардов долларов, причем большая часть из них была сделана в последние годы.
В тот же день на аудиенции с руководителями немецких банков и компаний, включая Knauf, Siemens Energy и Deutsche Bank, Мирзиёев сказал, что хочет, чтобы иностранные инвесторы ассоциировали его страну со «стабильностью, надежностью и предсказуемостью», и подчеркнул положения новой конституции. для инвесторов.
«Мы готовы создать условия для того, чтобы каждый немецкий бизнесмен чувствовал себя в нашей стране свободно и уверенно. Объединив передовые разработки и инновационные технологии Германии с ресурсами и человеческим потенциалом Узбекистана, мы сможем добиться больших результатов», он сказал.
Во время визита Мирзиёева небольшая группа узбекских правозащитников собралась возле Федеральной канцелярии и выкрикивала лозунги против президента, прежде чем прибыла группа узбеков, якобы поддерживающих Мирзиёева, и начала их перекрикивать, по словам репортера RFE/RL.
Но Темур Умаров, научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, сказал Азаттыку, что Германия и многие другие страны ЕС осознают, что традиционный партнер Узбекистана, Россия, «становится все более ненадежным и предсказуемым», и «рады предоставить альтернативу». “
Что касается Усманова, который, как сообщается, поддержал приход бывшего премьер-министра к власти семь лет назад и с тех пор стал ключевым инвестором Ташкента, Умаров считает маловероятным, что Мирзиёев будет открыто лоббировать исключение промышленного и банковского магната из санкционного списка. во время переговоров с Шольцем.
«Он не будет говорить вслух об исключении Усманова из санкционного списка, так как это создаст репутационный риск. Но я могу представить, что между некоторыми [узбекскими и немецкими] официальными лицами будут дискуссии об уменьшении воздействия санкций на отдельных лиц. которые важны для Узбекистана», — сказал Умаров.
МИД Узбекистана не сразу ответил на запрос Радио Свобода о том, могут ли переговоры Мирзиёева в Германии затронуть Усманова.
Но немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил в ноябре, что две страны уже провели срочные переговоры о расследовании финансовых нарушений в отношении Усманова в Германии, где, как считается, олигарх владеет несколькими роскошными объектами недвижимости.
Der Spiegel даже сообщил, что посол Германии в Ташкенте был вызван в министерство иностранных дел Узбекистана после рейдов на недвижимость у роскошного озера Тегернзее в Баварии.
Посольство Германии не ответило на запрос RFE/RL о комментариях для подтверждения сообщения.
Возвращение к делу
Мирзиёева хвалят за то, что он открыл Узбекистан — для туризма, иностранных инвестиций и ограниченной степени свободы слова, которая почти полностью отсутствовала на протяжении большей части долгого правления его несговорчивого наставника Ислама Каримова, умершего в 2016 году.
Однако это небольшое открытие не распространилось на политическую конкуренцию.
Референдум 30 апреля был шествием за «да» конституционным изменениям, без кампании «против» и изменений, которые, как сообщается, были приняты более чем 90 процентами голосов.
Именно противодействие более ранней и более поздней версии законопроекта, ограничивающей автономию Каракалпакстана, вызвало там июльские беспорядки и репрессии, в результате которых, по официальным данным, погиб не менее 21 человека.
В преддверии визита Мирзиёева Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии в Берлине, сказал, что теплый прием Мирзиеева «не должен происходить за счет откровенного обмена мнениями по вопросам прав человека», и он призвал Узбекистан будет привлечен к ответственности за насилие в Каракалпакстане.
«Учитывая двусторонние отношения между Узбекистаном и Германией, Германия должна сыграть важную роль в том, чтобы убедить президента [Мирзиёева] выполнить свои многочисленные обещания по реформе», — сказал Уильямсон.
Но Эдда Шлагер, региональный корреспондент немецкого агентства по продвижению внешней торговли Germany Trade & Invest, сказала Азаттыку, что немецкий бизнес по-прежнему испытывает «оптимизм» в отношении Узбекистана, знакомый с этой страной, и этот фактор, по-видимому, определяет политические отношения. .
Немецко-узбекский бизнес-форум в Берлине 2 мая собрал 250 руководителей крупных компаний, холдингов, банков, министерств, ведомств и отраслевых ассоциаций двух стран, сообщает проправительственный сайт Uz Daily.
Тот же веб-сайт цитирует заместителя премьер-министра Узбекистана Жамшида Ходжаева, который заявил, что двусторонний товарооборот превысил 1 миллиард евро (1,1 миллиарда долларов) в 2022 году, удвоившись за последние пять лет.
«Узбекистан — это большой рынок, 35 миллионов [человек] с молодым населением, и реформы, касающиеся приватизации и так далее, продолжаются», — сказал Шлагер.
«Я думаю, что немецкие компании осведомлены о политике, поскольку это касается делового климата и дальнейших реформ, но, возможно, не хотят знать о проблемах с правами, которые все еще существуют в Узбекистане».
Санкции Угроза
Мирзиёев посетил Узбекистан по приглашению президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, активного сторонника его реформ, который стал одним из самых известных западных политиков, посетивших Ташкент за последние годы, когда он посетил Ташкент в 2019 году.
Мирзиёев отправится в Италию в следующем месяце.
Поездки состоятся после весны, занятой деятельностью, связанной с западными санкциями в Центральной Азии, поскольку Дэвид О’Салливан, специальный посланник Европейского Союза по осуществлению санкций, и Элизабет Розенберг, помощник госсекретаря США по финансированию терроризма и финансовым преступлениям. Департамент казначейства посетил Кыргызстан и Казахстан.
Эти поездки, добавленные к визитам в те же страны директора по санкциям Министерства иностранных дел Великобритании Дэвида Рида чуть более недели назад, вызвали опасения, что 2023 год станет годом введения вторичных санкций в регионе, который уже страдает от последствий войны на Украине. , но который является очевидным театром для российской тактики обхода.
Узбекистан, в отличие от Казахстана и Кыргызстана, не является членом возглавляемого Россией торгового блока Евразийского экономического союза.
Но власти уже живут в тени санкций из-за своих отношений с Усмановым, чья роль в экономике того, что Мирзиёев называет Новым Узбекистаном, огромна.
По данным Reuters, Усманов стал постоянным гостем в Узбекистане сразу после кончины Каримова, чье недоверие к олигархам было хорошо известно.
Судя по всему, Усманов поддержал тогдашнего временного лидера Мирзиёева в вялотекущей борьбе за власть с двумя другими узбекскими влиятельными лицами, спустя годы после того, как племянница политика и ныне покойный племянник бизнесмена, как сообщается, поженились и создали семью.
Позже узбекские власти признали, что правительство арендовало частный самолет Усманова для официальных деловых поездок Мирзиёева, хотя условия сделки не разглашались, а пассажирский лайнер Airbus A340-300 стал главной целью конфискации после введения санкций.
Самые последние санкции против Усманова были направлены против USM Holding, которую министерство финансов США назвало «основной организацией, через которую Усманов владеет и контролирует большинство своих компаний».
В отличие от персональных санкций против Усманова, введенных в прошлом году Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Великобританией и Швейцарией, министерство финансов упомянуло Лондон только как присоединившегося к более целенаправленным санкциям против USM Holding.
Хотя большая часть крупнейших активов USM находится в России, этот шаг также был направлен против «Ахангарансмента», крупнейшей цементной компании Узбекистана, и «Digital Invest», компании, которая, как сообщил частный узбекский новостной сайт Gazeta.uz, владеет долей в телекоммуникационной компании Ucell и «управляет система» в Узбекистане.
В прошлом году USM быстро избавилась от недавно купленной контрольной доли в крупнейшем коммерческом банке Узбекистана «Капиталбанк», поскольку в прошлом году Усманов попал под первые санкции.
Усманов признал в интервью Forbes в июле, что санкции создают «препятствия, в том числе для моей деятельности в Узбекистане, где я провожу большую часть своего времени в последние несколько лет».
Степень, в которой узбекское государство было вовлечено в эту защиту, до сих пор неясна, но Давиде Канкарини, независимый исследователь из Центральной Азии, утверждал, что узбекские власти, вероятно, «защитили дело Усманова» во время визита президента Европейского совета Шарля Мишеля в Ташкент в октябре. Осенью ежедневная газета Financial Times сообщила, что Ташкент лоббирует Брюссель в отношении Усманова.
Как и Умаров из Карнеги, Канкарини утверждает, что маловероятно, что Мирзиёев будет умолять себя во время своей июньской поездки в Италию, где Усманову также пришлось нелегко, в частности, когда власти конфисковали его сардинскую виллу стоимостью 20 миллионов долларов.
Но Мирзиёев снова надеется извлечь выгоду из «прагматичного подхода» к своей стране, сказал Канкарини, на этот раз для того, чтобы дать толчок долгосрочному партнерству с одним из основателей Европейского Союза и обеспечить «дальнейшую международную политическую легитимацию» Ташкента. “
«Я полагаю, что итальянское правительство едва ли упомянет вопрос о правах человека», — сказал Канкарини Азаттыку, предсказывая, что вопросы безопасности и экономики будут стоять на повестке дня.
Источник : Радио Свободная Европа/Радио Свобода