Казахстан готовится к досрочным выборам в нижнюю палату парламента 19 марта, и в воздухе витает предвкушение. Президент Касым-Жомарт Токаев, пришедший к власти в 2019 году, призвал к досрочным выборам после кровопролитных уличных протестов в январе 2022 года. Выборы являются частью амбициозной программы президентских реформ «Jana Kazakhstan» («Новый Казахстан»), целью которой является вступить в новую эру политической либерализации.
Парламентские выборы являются вторым этапом программы Токаева после его переизбрания, набравшего 80 процентов голосов в ноябре прошлого года. На выборах 70 процентов депутатов будут избраны по партийным спискам, а оставшиеся места будут оспариваться в одномандатных округах. Хотя зарегистрировать новую политическую партию на бумаге стало проще, есть опасения, что министерство юстиции по-прежнему отклоняет заявки от тех, кто критикует правительство. Регистрация партий по-прежнему затруднена, особенно для тех, кто критикует правительство, и это вызывает опасения по поводу возможности создания «карманного парламента», контролируемого администрацией президента.
«19 марта в Казахстане пройдут досрочные выборы в нижнюю палату парламента. Президент Токаев призвал к досрочным выборам после смертоносных уличных протестов в январе 2022 года. Выборы являются частью амбициозной программы реформ президента «Jana Kazakhstan» («Новый Казахстан» )»
Несмотря на эти опасения, пара партий прошла процесс регистрации, став первыми новыми партиями, зарегистрированными за два десятилетия. Партия «Республика», возглавляемая когда-то аполитичным бизнесменом Бейбитом Алибековым, получила одобрение и поддерживает продвижение программы Токаева «Jana Kazakhstan». Партия «Байтак» позиционирует себя как партия зеленых, но ее лидер Азаматхан Амиртаев подвергся критике за то, что встал на сторону чиновников в споре с экоактивистами по поводу планов осушения местного озера.
Унаследованные от эпохи Назарбаева партии, такие как «Аманат» (бывшая «Нур Отан»), не выглядят такими сильными, как когда-то, и окончательная лояльность этих партий далеко не определена. Партия сельских интересов «Ауыл» («Деревня») и Национальная социал-демократическая партия, или ОСДП, также борются друг с другом, но ОСДП в последнее время считается изжившей себя силой.
Несмотря на трудности, люди надеются, что парламентские выборы в нижнюю палату проложат путь к более демократическому Казахстану. Токаев ясно дал понять, что хочет построить новый Казахстан, свободный от коррумпированного кумовства, царившего в эпоху Назарбаева. Широкая программа реформ президента включает политическую либерализацию, и выборы являются важным шагом в этом направлении.
Казахстанцы с нетерпением ждут результатов выборов и надеются, что они станут поворотным моментом в истории страны. «Для Токаева важно, чтобы в Мажилисе появились новые личности, которые собираются участвовать в строительстве Нового Казахстана, соблюдая при этом установленные властями политические правила,» — сказала Толганай Умбеталиева, генеральный директор Центральноазиатского фонда за демократию.
С появлением новых партий и потенциалом перемен на горизонте есть основания для оптимизма в отношении будущей демократии в Казахстане. Тем самым Казахстан может сделать важный шаг к более демократическому будущему. Правительство должно дать гарантии, чтобы выборы были свободными и справедливыми, а все партии и кандидаты имели равные шансы на участие. Политические обозреватели настроены осторожно оптимистично, но указывают на большого медведя в комнате, Россию. Вопрос о том, как отреагирует режим в Москве на шаги по либерализации, остается загадкой.