Последний зимний энергетический кризис подрывает доверие общества к администрации президента Шавката Мирзиёева.
В то время как Узбекистан замерзает из-за безудержной нехватки электроэнергии в самую холодную зиму за полвека, на устах его дрожащих граждан стоит вопрос на миллион долларов.
Экспортирует ли правительство газ, который мог бы питать теплостанции и качать тепло в дома людей?
Чиновники непреклонны в том, что Ташкент не отправляет ценный товар за границу.
«Весь экспорт газа, включая экспорт в Китай, остановлен на 100 процентов», — заявил в прошлом месяце Бехзот Нарматов, глава транспортной компании «Узтрансгаз», когда общественное возмущение по поводу перебоев в подаче электроэнергии резко возросло, поскольку арктические температуры охватили Узбекистан.
У него было больше уверений: экспорт газа, большая часть которого идет в Китай, не возобновится, пока ситуация не стабилизируется.
Узбекистан в декабре не экспортировал газа в Китай, сообщило его Статистическое агентство , что прозвучало как хорошая новость для многострадального населения.
Однако китайская статистика говорит о другом: согласно данным пекинской таможни, в прошлом месяце Китай импортировал узбекского газа на 40,1 миллиона долларов. (Данные показывают денежную стоимость, а не количество.)
Это вопиющее несоответствие было выявлено независимым информационным агентством «Газета.uz» в отчете , основанном на тщательном анализе официальной статистики.
Это не первый раз, когда сайт сообщает о различиях между данными двух стран. Это указало на несоответствие в ноябре, когда Китай сообщил о получении 114,2 миллиона долларов в виде импорта узбекского газа, что почти втрое больше, чем 39,6 миллиона долларов, которые Ташкент сообщил об экспорте.
Министр энергетики Джурабек Мирзамахмудов обвинил Китай в подсчете транзитных сборов Узбекистана за прохождение газа из Туркменистана в Китай.
Но расчеты «Газеты.uz» показывают, что это объяснение не выдерживает критики, по крайней мере, не для всех несоответствий.
Если включить транзитные сборы, отмечает издание, китайские данные об импорте газа из Узбекистана всегда будут выше, чем узбекские данные об экспорте, поскольку Туркменистан экспортирует каждый месяц.
Но это не так: в прошлом году было пять месяцев, когда Узбекистан сообщил об экспорте газа больше, чем Китай сообщил о получении.
За весь год китайская статистика показала, что страна импортировала больше газа (1,07 миллиарда долларов), чем Узбекистан сообщил об экспорте (910,9 миллиона долларов). Это несоответствие составляет чуть более 159 миллионов долларов, или чуть более 18 процентов.
Агентство по статистике Узбекистана в ответ объяснило, что это совершенно «нормальная, естественная ситуация», учитывая различия в статистической отчетности разных стран.
Чтобы проиллюстрировать это, он опубликовал таблицу, в которой показаны различия в данных о торговле газом между США и Мексикой.
В любом случае, вопрос об экспорте газа вскоре отпадет, если все пойдет по плану.
Ташкент обязался полностью прекратить экспорт к 2025 году, чтобы высвободить больше газа для производства электроэнергии в стране, а также для нефтехимической промышленности.
Но эта ссора еще раз показала, как энергетический кризис этой зимы – самый последний и самый серьезный из всего перечисленного – подрывает общественное доверие к администрации президента Шавката Мирзиёева.
Источник : Eurasianet