Коломбо (25/7 – 30.77)
В своей книге «Резня в пасхальное воскресенье на Шри-Ланке: уроки для международного сообщества» эксперт по терроризму д-р Рохан Гунаратна подчеркивает важность дерадикализации исламской идеологии для эффективной борьбы с исламским терроризмом. Он определяет ваххабизм или салафизм как корень исламского терроризма, быстро распространяющегося по всему миру с помощью современных средств коммуникации. Гунаратна предупреждает, что простого ареста преступников после нападений недостаточно; внимание должно быть направлено в первую очередь на предотвращение радикализации.
Взрывы в пасхальное воскресенье в апреле 2019 года, унесшие жизни более 200 человек, были вызваны экстремистскими идеологиями, вдохновленными событиями на Ближнем Востоке и исламскими экстремистами в Южной Индии. Отсутствие в Шри-Ланке правовой и политической базы для сдерживания радикализации и поощрения умеренности, терпимости и сосуществования способствует потенциальному повторению таких нападений.
Above: Автор книги «Пингвин» Рохан Гунаратна в беседе с Мохамедом Науфаром, заместителем лидера «Исламского государства» Шри-Ланкийского отделения Департамента уголовных расследований, Коломбо, Шри-Ланка. Новая книга «Резня в пасхальное воскресенье на Шри-Ланке — уроки для международного сообщества» основана на интервью с задержанными и их семьями, обзоре правительственных отчетов и другом содержании, включая террористическую литературу. Чтобы понять организацию и идеологию Исламского государства, автор Рохан Гунаратна провел несколько месяцев в беседе с идеологом шри-ланкийского отделения Исламского государства и заместителем лидера Нуфером. Основываясь на допросе ФБР Науфера, Министерство юстиции США обвинило «Мохамеда Науфара, «второго эмира» группы сторонников ИГИЛ, называвшей себя «ИГИЛ в Шри-Ланке», который якобы руководил пропагандистскими усилиями группы, вербовал других для присоединения к ИГИЛ и руководил серией многодневных военных учений». Источник
Чтобы добиться успеха в процессе дерадикализации, Шри-Ланка должна разработать единый подход, избегая политики конфронтации и формируя консенсус по вопросам национальной безопасности. Борьба с религиозной исключительностью, пропагандируемой ваххабитскими и салафитскими институтами, имеет решающее значение, и здесь необходимы действия как государства, так и общества. Гунаратна подчеркивает, что идеология ненависти к другим конфессиям должна быть демонтирована, чтобы предотвратить нападения в будущем.
Рохан Гунаратна говорит, что исламский терроризм — это не что иное, как продукт ваххабизма или салафизма, который быстро распространяется по миру с использованием современных средств коммуникации.
Режим Яхапальной (2015-2019 гг.) подвергается критике за систематический демонтаж платформ безопасности и разведки, что приводит к уязвимостям в национальной безопасности. Политическое давление со стороны правозащитных групп помешало работе разведки, что способствовало терактам на Пасху. Подчеркивается недостаточное понимание аспектов безопасности политическими лидерами и необходимость межведомственного сотрудничества.
Гунаратна выступает против недавнего решения правительства Шри-Ланки исключить из списка пять из 11 запрещенных исламских организаций после лоббирования со стороны радикальных священнослужителей и политиков. Он утверждает, что подрыв национальной безопасности ради политической выгоды подрывает национальное единство и социальную сплоченность, приводя к этнической и религиозной ненависти и насилию. Вместо этого лидеры должны интегрировать этнических и религиозных лидеров в основную национальную политику, чтобы способствовать гармонии и сосуществованию.
Гунаратна рекомендует несколько мер, в том числе проверку и сертификацию священнослужителей, занесение в черный список тех, кто разжигает ненависть, разработку всесторонней учебной программы для священнослужителей и регулярный пересмотр их учений. Он также выступает за Совет национальной безопасности, Закон о национальной безопасности и Закон об иностранном вмешательстве, чтобы защитить нацию от внешних угроз и идеологий, вызывающих разногласия.
В заключение следует отметить, что дерадикализация исламской идеологии и укрепление потенциала разведки и безопасности являются важными стратегиями для устранения коренных причин исламского терроризма в Шри-Ланке. Создание социальной и религиозной гармонии, укрепление межведомственного сотрудничества и политический консенсус по вопросам национальной безопасности являются важными шагами для предотвращения будущих нападений и обеспечения стабильности в стране.