В Таджикистане молодежь всё чаще уезжает в миграцию от военной службы.
Каждую осень после очередного указа президента об осеннем призыве в стране резко растет число уезжающих в Россию таджикистанцев мужского пола старше 18 лет: за границей они пытаются «пересидеть» призыв, чтобы их не увезли в военкомат.
Таджикистанец Бекмурод (имя изменено) — один из тех, кто в августе улетел в Москву и не вернется на родину в ближайшие месяцы. Права на отсрочку от военной службы или освобождение от службы в армии по состоянию здоровья у него нет, поэтому, чтобы не попасть под облаву, он оставил на родине жену через месяц после свадьбы, а сам уехал.
«Нас на рейсе было 300 человек. 70 процентов составляли молодые люди, — рассказывает он. — Перед этим я 18 июня прилетел в Таджикистан. Женился 23 июня. Но пробыл на родине лишь 44 дня, с 23 июня по 5 августа. Если бы не облавы на призывников, я бы остался на родине до зимы, до конца декабря или до января».
Очередной приказ об осеннем призыве вышел в Таджикистане 27 августа. Таджикистанцы по опыту уже знают, что, как только подписан приказ, призывные комиссии в районах и городах сразу начинают работу по поиску уклонистов — хотя реально возить людей в военкоматы начинают только в октябре и ноябре.
«Каждый год в нашей деревне происходит одно и то же. В августе, поздно вечером 15 августа, они стучатся в двери, вносят тебя в список, записывают имя, — рассказывает Бекмурод. — Я не был там уже несколько лет, подробностей не знаю, но ребята в деревне говорят, что сейчас делают то же самое».
Правозащитники называют несколько причин, почему молодые таджикистанцы не желают служить в армии. По словам главы общественной организации «Офис гражданских свобод» Дилрабо Самадовой, многие в первую очередь бегут от армии из-за дедовщины: по данным омбудсмена Таджикистана, только в 2023 году в армии погибли 40 солдат.
«Первая причина — это неуставные отношения, случаи самоубийства или смерти солдат в мирное время. Сейчас нет войны. Во-вторых, это не очень хорошие условия пребывания, — перечисляет Дилрабо Самадова. — Многие солдаты, возвращаясь, рассказывали: “Я говорю всей моей семье, моим друзьям, моим одноклассникам, чтобы они не служили”. Это рекомендация от тех, кто видел ситуацию своими глазами».
«Наконец, третье — социальное положение. Многие молодые люди должны обеспечивать семью, и именно поэтому они отказываются от службы, не желая терять заработок», — подчеркивает юрист.
Именно по перечисленным причинам многие молодые таджикистанцы уезжают на время призыва в миграцию и возвращаются домой только на «безопасные» полтора-два месяца в году. Домой они приезжают в сезоны, когда нет облав, но и это не всегда работает: постоянно скрываясь от облав, они почти не видят свои семьи.
«Я знаю более 5 человек, которые тоже проработали в России 3 года, 5 лет, уехали в Таджикистан летом, женились, пожили 1 месяц и вернулись обратно», — говорит Бекмурод.
В 2021 году в Таджикистане был принят новый закон «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ему, вместо двух лет в армии теперь можно заплатить пошлину и пройти месячные сборы. Но в прошлом году власти значительно увеличили сумму выплат — до 5 тысяч долларов: таких денег на «выкуп» призывника у многих семей в Таджикистане нет.
Выпускники вузов, согласно этому закону, после окончания учебы также должны отправиться в армию — на год, причем магистранты и аспиранты не имеют отсрочки. Поэтому, по словам правозащитников, многие предпочитают уезжать сразу после школы на заработки или на учебу за рубеж.
Эксперты говорят, что юристы предлагали использовать в Таджикистане практику альтернативной службы для мигрантов: такая опция существует в других странах. Но власти пока эту идею не воспринимают.
«Иногда парни нам говорят: “Мы выбираем практически рабство, миграцию в Россию вместо того, чтобы служить на родине, потому что у нас нет другого выбора. Мы должны финансово поддерживать свои семьи”, — рассказывает Дилрабо Самадова. — Когда был принят закон об альтернативной службе в виде платной услуги, мы предложили, чтобы это было доступно только тем, кто отсутствует в стране, и тем, кто по разным причинам не сможет служить. Для мигрантов, например, в Турции предусмотрена такая опция».