20 ноября 2022 г. в Казахстане прошли досрочные президентские выборы. Согласно изменениям, внесенным этой осенью в Конституцию страны, глава государства теперь избирается на семь лет без права переизбрания на второй срок. По официальным данным ЦИК Республики, явка составила чуть более 8,3 млн человек, или 69,44% от общего количества избирателей. Президентские выборы, по сути, проходили в формате референдума о доверии К.-Ж. Токаеву в его продвижении политических, экономических и социальных реформ.

Казахстану предстоит пройти сложный и полный рисков путь, маневрируя между интересами великих держав и отвечая на внутренние вызовы. Единственный оптимистический вывод, который можно сделать, рассматривая ключевые социальные вызовы внутри Казахстана, — это вывод о том, что линии противоречий не проходят между этносами, хотя некоторые проблемы межэтнических отношений все же существуют. Проблемы, которые были перечислены, разделяют не этносы, а образы жизни и модели поведения, которые порой значительно отличаются даже внутри одной этнической группы. Во многом именно в этом кроется устойчивость казахстанской модели межэтнических отношений и политической системы в целом.

В то же время властям Казахстана не стоит успокаиваться и думать, что угроза политической дестабилизации миновала. За несколько дней до выборов КНБ заявил о разоблачении очередной группы, планировавшей «захватить власть в стране». В январе 2022 г. в Казахстане открыли «ящик пандоры», который может стать прологом больших и неожиданных неприятностей.

В этих условиях критически важны будут устойчивые связи с ближайшими соседями — Россией и Китаем. Поэтому не стоит ожидать отдаления Казахстана от России в ближайшие годы, тем более что две страны во многом являются частью единого экономического и социального организма. В то же время политика «многовекторности» не исчезает с повестки дня, поэтому власти Казахстана усилят попытки избавиться от чрезмерной, на их взгляд, зависимости от экономики России.

Источник: russiancouncil.ru

Share.
Exit mobile version