Метеорологи утверждают, что таких холодов в Ташкенте не было уже 50 лет.
Несмотря на то, что зима стабильно наступает каждый год, она всегда застает Узбекистан врасплох.
В настоящее время это наиболее остро ощущается в условиях близкого к краху энергосистемы, в результате которого бесчисленное количество домохозяйств, в том числе в столице Ташкенте, остались без электричества. Низкое давление в газопроводной сети не позволяет людям согреться.
Власти, пожалуй, нельзя полностью винить. Холодный фронт, пришедший с севера примерно с 9 января, был самым сильным на памяти большинства людей.
Снег, покрывший в тот день улицы Ташкента и других городов, быстро превратился в ил. Деревья повалились под тяжестью снега. Непроходимые дороги вызывали пробки, которые, в свою очередь, загрязняли воздух.
Сильные осадки прекратились, но холодная погода сохранилась. И ухудшилось.
К 13 января в столице температура опустилась до -19,8 градусов по Цельсию.
«Эта цифра — минимальная температура в столице за последние полвека», — сказала пресс-секретарь Государственной метеорологической службы Муниса Аскарходжаева.
По словам синоптиков, сейчас ситуация налаживается. Дневные температуры могут подняться выше нуля, хотя в ближайшие несколько ночей они останутся на уровне от -10 до -17 градусов по Цельсию.
Во время этого кризиса многие жители центра Ташкента, особенно те, у кого есть маленькие дети, перебрались к родственникам на окраину, где электроэнергия и газ обычно были более надежными. Те, у кого были на это средства, селились в отели. Всем, у кого не было этих возможностей, приходилось импровизировать, как могли, например, надев на себя несколько слоев одежды.
Почти никого не пощадили. Предприятия, школьные здания и больницы периодически оказывались отключенными от электро- и газоснабжения. Зимние каникулы в школах многих регионов Узбекистана в очередной раз продлены до 23 января в связи с улучшением условий.
Министр энергетики Жорабек Мирзамахмудов заявил, что плановые отключения электроэнергии необходимы, чтобы избежать катастрофического сбоя во всей сети, подобного тому, который произошел в январе 2022 года .
Заправочные станции периодически закрывались, чтобы власти могли оставить достаточно топлива для бытовых нужд. Около трех пятых автомобилистов в Узбекистане используют метан. В результате перед любой заправочной станцией, которая остается открытой, выстраиваются многокилометровые очереди.
Компании, вынужденные замедлять свою деятельность или полностью замораживать свою деятельность, неизбежно приводили к потере рабочих мест. Это, в свою очередь, вызвало необычный вид спорадических протестов по всей стране.
Чтобы смягчить кипящее недовольство, президент Шавкат Мирзиёев на этой неделе прибегнул к увольнению важных чиновников , в том числе заместителя министра энергетики Шерзода Ходжаева, начальника сети электростанций и трех глав ташкентских районов.
Соседний Таджикистан живет не намного лучше. Ежедневно в социальных сетях появляются истории об авариях в энергосистеме.
Эта ситуация особенно проблематична для жителей города. Как и в Узбекистане, городские жители гораздо хуже подготовлены к последствиям таких поломок, чем жители сельской местности, которые обычно используют печи для отопления.
Как сообщила 17 января душанбинская газета «Азия-Плюс» , ситуация приблизилась к критическому уровню из-за решения Узбекистана приостановить поставки природного газа и топлива, чтобы обеспечить своих граждан.
На прошлой неделе энергокомпания «Барки Точик» объявила , что приостанавливает режим нормирования электроэнергии, чтобы люди могли обогреть свои дома, но в то же время призвала население избегать чрезмерного использования, чтобы не нагружать сеть.
Не похоже, чтобы все прислушались к этому призыву.
Источник : Eurasianet