Почти 17 500 государственных служащих увольняются.
Узбекистан сократил четверть штата государственных служащих, надеясь, что бюджетные расходы сократятся почти на 130 миллионов долларов в год.
Новостной сайт Gazeta.uz сообщил 25 января, что в результате масштабной реформы численность персонала министерств и других ветвей власти сократилась почти на 17 500 человек.
Сокращение государственной службы стало возможным благодаря подписанному Президентом Шавкатом Мирзиёевым указу о упорядочении и оптимизации работы правительства.
Что касается других предполагаемых экономических последствий этой перестановки, то 703 автомобиля и 10 зданий, принадлежащих правительству, должны быть переданы в собственность.
Эта рационализация затрат происходит на фоне продолжающихся усилий по сокращению размера дефицита.
В июле заместитель премьер-министра Джамшид Кучкаров объявил , что правительство намерено получить одобрение парламента на увеличение дефицита бюджета с 3 до 4 процентов валового внутреннего продукта.
Это произошло вопреки противоположным советам таких организаций, как Международный валютный фонд, который в прошлом году похвалил узбекское правительство за попытку не превысить трехпроцентный порог. Однако МВФ признал, что задача будет сложной.
«Снижение дефицита может оказаться сложной задачей, учитывая растущее давление на структурные расходы и желание снизить налоги», — отметил МВФ в заявлении по завершении миссии в ноябре. «Налогово-бюджетная политика должна продолжать защищать наиболее уязвимых за счет адресной поддержки, но, возможно, потребуется дальнейшее сокращение других расходов, учитывая риски для доходов от снижения ставки НДС и снижения цен на золото».
Планировщикам бюджета действительно приходится справляться с самоотменяющимися импульсами. Президент Мирзиёев отстаивал цель достижения 3-процентного дефицита, но также предложил в своем выступлении в прошлом месяце объявить 2023 год «Годом заботы о людях и качественного образования».
Как отметил Обид Хакимов, глава Центра экономических исследований и реформ, поддерживаемого государством аналитического центра в Ташкенте, в комментарии к этому выступлению , планы щедрых расходов на социальное обеспечение соответствуют существовавшей ранее схеме.
«Если в 2017 году социальную помощь получали всего 500 тысяч малообеспеченных семей, то сегодня их более 2 миллионов. Объем выделенных средств [увеличился в семь раз]», — написал Хакимов.
Планы по давлению на правительственные ведомства разрабатывались уже некоторое время. В конце 2021 года тогдашний министр финансов Тимур Ишметов, назначенный в декабре советником президента, рассказал о ближайших планах по установлению показателей бюджетных расходов по министерствам, которые будут курировать Минфин и Счетная палата.
В своем заключительном выступлении перед парламентом перед приходом в администрацию президента Ишметов сообщил, что расходы бюджета в 2023 году ожидаются на уровне 343,2 трлн сумов (30,4 млрд долларов).
Узбекистан заслужил похвалу на международном уровне за свои усилия по повышению прозрачности того, как государство тратит свои деньги. В своем Отчете о финансовой прозрачности Узбекистана за 2022 год Государственный департамент США обнаружил , что правительство Узбекистана «обеспечило широкое и легкое распространение своего принятого бюджета и годового отчета» и что «общедоступные бюджетные документы дали практически полную картину планируемых государственных расходов и потоков доходов».
Однако важные с финансовой точки зрения денежные потоки остаются закрытыми для общественного контроля.
«Подробная информация о доходах от природных ресурсов и внебюджетных счетах правительства не была общедоступной», — говорится в отчете, в котором также рекомендуется властям быть более открытыми в отношении того, как именно они распределяют лицензии на добычу природных ресурсов.
Источник : Eurasianet