Молодые люди становятся жертвами новых афер, о которых поколение их родителей и подумать не могло.
Девушка, должно быть, подумала, что встретила кого-то особенного. По мере того, как их случайные чаты в приложении для обмена сообщениями Telegram становились все более интимными, она отправляла Гиясу, как он сам себя называл, обнаженные фотографии и видео.
Но он не искал любви. Вместо этого Гияс потребовала 5 миллионов сумов (около 450 долларов США) за сохранение ее секретов.
Истории, подобные этой, публикуемые МВД в Ташкенте, становятся все более распространенными и побуждают Министерство юстиции предлагать ввести уголовную ответственность за сексторсию — вымогательство денег или услуг у кого-либо под угрозой раскрытия его сексуальной активности.
Гияс был арестован в декабре 2022 года. Полиция обнаружила в его телефоне компрометирующие фотографии еще 10 женщин.
Уровень проникновения Интернета в Узбекистане за последние годы подскочил с 16 процентов в 2010 году до примерно 70 процентов в прошлом году. С расширением доступа к Интернету ритуалы ухаживания радикально изменились в этой социально консервативной стране. В то время как браки представителей старшего поколения часто устраивались их семьями, и даже целомудренные свидания были редкостью, сегодня социальные сети, особенно мессенджер Telegram (с более чем 18 миллионами активных пользователей в Узбекистане), дают молодым людям пространство для встреч и общения.
Для некоторых это шанс тайно исследовать то, что традиционалисты называют постыдным и даже греховным поведением до брака.
Хотя киберпространство изменило привычки, оно не изменило патриархальные нравы. Девушки до сих пор носят свой семейный номус (честь) между ног. Многие семьи настаивают на медицинском осмотре невесты перед свадьбой; жертвы изнасилования считаются запятнанными.
Такое отношение делает женщин более уязвимыми для целенаправленного сексуального вымогательства. Судя по сообщениям прессы и полиции, жертвами часто становятся молодые женщины. Опасаясь осуждения и неодобрения родителей и полиции, они крайне неохотно обращаются за помощью.
Когда несовершеннолетняя Нигина познакомилась с Джалилем (их имена изменены) в Telegram и наивно поделилась интимными фото и видео, Джалиль пригрозила отправить копии ее семье. Чтобы купить его молчание, она подарила ему золотое кольцо за 350 долларов, вероятно, часть своего будущего приданого. Сообщается, что после получения кольца Джалиль вымогал деньги у четырех других молодых женщин, прежде чем вернуться в Нигину, на этот раз потребовав 450 долларов. В итоге она написала заявление в полицию. Когда история была опубликована на сайте МВД районным судьей, он возложил вину на потерпевших: девушек, «которым не стыдно присылать обнаженные фото и видео по собственному выбору».
Согласно статье 165 действующего Уголовного кодекса Узбекистана, обвиняемым в вымогательстве грозит от трех до пяти лет лишения свободы (до 10 лет для рецидивистов). Предлагаемый закон квалифицирует утечку обнаженных фотографий как преступление, добавляя формулировку о раскрытии личной тайны и унижении. Помимо тюремного заключения, обвиняемому грозит штраф до 15 800 долларов. Более строгое наказание предусмотрено для рецидивистов или если жертва моложе 16 лет.
Официальная статистика по вердиктам о сексторсионах недоступна; если бы это было так, цифры почти наверняка были бы занижены, поскольку стыд, вероятно, мешает многим людям сообщить о преступлении. Но данные Статистического комитета о вымогательстве в целом показывают 250-процентное увеличение числа дел, в которых обвиняемыми являются женщины, в период с 2007 по 2021 год; там, где обвиняют мужчин, цифры, хотя и в несколько раз выше, но выросли на 25 процентов.
Сексторция женщин обычно нацелена на женатых мужчин, иногда после романа.
В прошлом месяце в Самарканде полиция арестовала женщину, которая успешно вымогала деньги у мужчины, пообещав удалить из Интернета его фотографии в обнаженном виде.
Такие отчеты полиции являются частью усилий правительства по информированию общественности о рисках, связанных с обменом личной информацией в Интернете, на фоне растущих случаев киберкраж и онлайн-мошенничества.
«Киберпреступность растет с точки зрения фишинговых сообщений и кражи денег с дебетовых карт людей», — сказал Рашид Габдулхаков, доцент Исследовательского центра исследований СМИ и журналистики Гронингенского университета в Нидерландах. «Неизвестно, сколько людей шантажируют по другим причинам. Например, поскольку гомосексуальность по-прежнему криминализирован, а государственной поддержки нет, это создает благоприятную среду для шантажа людей полицией».
Закон 2022 года возложил на Службу государственной безопасности, преемницу КГБ, ответственность за обеспечение кибербезопасности в Узбекистане и повышение осведомленности об опасностях в Интернете. Пока законопроект остается единственной конкретной мерой по борьбе с сексуальным вымогательством. Существует несколько кампаний по информированию общественности, которые могли бы охватить широкие слои общества. «Эффективны они или нет, говорить преждевременно», — сказал Габдулхаков. «Нам нужно время, так как это относительно недавние меры. Приятно видеть, что здесь наконец-то что-то делается».
Источник : Eurasianet