Туркменистан надеется, что «Газпром» предоставит новых клиентов, рискуя еще больше подорвать свою независимость. Наш еженедельный брифинг.
Диктаторский режим Туркменистана на протяжении десятилетий гордился тем, как он сохранял национальный суверенитет и избегал геополитических проблем.
Но слух, который ходит по кругу, еще раз ставит под сомнение такое прихорашивание.
Все началось с визита в Ашхабад главы российской газовой монополии «Газпром» Алексея Миллера 15 февраля. Там он встретился с президентом Сердаром Бердымухамедовым.
Миллер — лишь последний из растущего списка высокопоставленных российских сановников, посетивших Туркменистан за последние недели.
Заявления правительства не проливают полезного света на то, почему произошел этот визит.
Тем не менее, время и контекст дают некоторые подсказки. С начала этого года Москва добилась значительного прогресса в привлечении своих центральноазиатских партнеров к сотрудничеству в газовой сфере.
В январе Казахстан и Узбекистан подписали соглашения о сотрудничестве с «Газпромом». Суть в том, что Россия готова начать экспорт газа в эти две страны, которые по необъяснимым причинам страдают от сезонного дефицита, несмотря на то, что у них много топлива.
Тем временем к концу прошлого года Иран начал сигнализировать о своей заинтересованности в покупке газа у России для своих внутренних нужд, чтобы высвободить мощности для продажи собственного газа третьим странам. Основным препятствием для такой договоренности является то, что России нужно будет направлять этот газ через страны-транзитеры — либо Азербайджан на западном побережье Каспийского моря, либо Казахстан и Туркменистан на востоке.
В совокупности все это дает картину, в которой российский газ течет в больших объемах с севера на юг. Европа находится в процессе почти полного отказа от российского газа, так что в этом есть смысл.
Но газ также, если верить официальным отчетам, должен течь с юга на север. В 2021 году «Газпром» закупил в Туркменистане 10 миллиардов кубометров газа, хотя, по правде говоря, нет точной информации о том, куда попадает это топливо. В прежние времена Россия покупала газ из Средней Азии для снабжения своих южных регионов, чтобы высвободить мощности для экспорта в западном направлении. Аналитики также предположили , что сбор относительно дешевого туркменского газа помешал Ашхабаду предпринять более согласованные усилия по изучению возможностей прямых продаж в Европу.
Цель выпущенных государством пресс-релизов состояла в том, чтобы донести идею о том, что визит Миллера в Туркменистан был направлен на укрепление этой договоренности. Бердымухамедов также, очевидно, стремится использовать технический опыт Газпрома для модернизации туркменского нефтегазового сектора. Его повторяющиеся и явно разочарованные требования постоянно увеличивать объемы производства свидетельствуют о его уверенности в том, что местная энергетическая отрасль находится в серьезном застое, из которого только иностранцы могут помочь стране выбраться.
Телеграм-канал «Взгляд на Восток», который туркменская служба Радио Свобода описала как связанный с официальными российскими источниками, сообщил дополнительную поразительную деталь. Миллер предупредил туркменского лидера, что «Газпром» по-прежнему решительно выступает против строительства транскаспийского газопровода, который потребуется, если Ашхабад хочет иметь возможность продавать свой газ напрямую в Европу, говорится в аккаунте Telegram.
Такие сенсационные сообщения по своей природе неподтверждены, но общая направленность утверждения созвучна фоновой музыке. В декабре Александр Башкин, российский сенатор от Астраханской области, которая развивает тесные экономические связи с Туркменистаном, написал краткую статью, в которой аргументировал, почему Транскаспийский газопровод, или ТК, как его также называют, никогда не может быть реализован.
«В связи с возможной угрозой экологической безопасности Каспия в лице подводной части газопровода Россия не сможет дать согласие на его строительство», — написал Башкин, добавив в ноте якобы заверения, что любые излишки туркменского газа всегда могут быть поглощены покупателями в Китае, Индии и России.
Российские визги об опасности подводных газопроводов — явное лицемерие в особо зрелой степени. Но когда туркменское правительство говорит о желании «поддерживать доверительные контакты [с Россией] на самом высоком уровне», это более чем подразумевает, что утверждение ПТС должно пройти через Москву, независимо от того, какие многосторонние соглашения были подписаны по общим вопросам . использование Каспия.
Хотя возможности Туркменистана несколько ограничены этим негласным вето, в настоящее время в эфире витает ряд запутанных гипотетических вариантов с участием России. Некоторые из них будут обсуждаться на двухчасовой встрече 16 февраля между президентом России Владимиром Путиным и Миллером, только что прибывшим из Ашхабада.
«Взгляд на Восток» утверждает, что «Газпром» поощряет туркменскую поставку газа в Турцию через Иран, например, посредством своп-соглашения. В настоящее время Туркменистан связан трехсторонним соглашением о свопе с Азербайджаном и Ираном, но высказывались предположения, что в какой-то момент этой зимой вся эта сделка сорвалась .
И весь тот газ, который Россия покупает у Туркменистана? Что происходит сейчас, когда российский экспорт на запад иссякает? И Узбекистан , и Казахстан заключили соглашения об импорте газа из Туркменистана — естественно, на невероятно туманных условиях — так что не исключено, что «Газпром» тоже замешан в этом. Кыргызстан, который не имеет общей границы с Туркменистаном, время от времени дает понять, что хочет покупать и туркменский газ. Между прочим, газовая промышленность Кыргызстана практически полностью контролируется «Газпромом».
Если это не достаточно сложно, Иран, как сообщается, предлагает еще одну точку зрения. На прошлой неделе в туркменской столице прошла иранская торговая ярмарка с участием компаний нефтехимического, автомобильного, строительного, сельскохозяйственного и фармацевтического секторов. В состав прибывшей делегации входил Реза Нушади, глава инжиниринговой дочерней компании Национальной иранской газовой компании, который сообщил ашхабадскому веб-сайту News Central Asia, или nCa, что Иран готов предложить России и Туркменистану транзитные привилегии для поставок газа в Южную Азию. .
«Мы готовы поставлять газ в Пакистан», — сказал он, уточнив свою точку зрения.
Московский Neftegaz.ru в аналитическом материале предполагает , что это исправление может даже поставить под угрозу трансафганский трубопровод ТАПИ. Это, безусловно, сэкономило бы Туркменистану много времени и энергии, но превратило бы его давнюю стратегию диверсификации вариантов экспорта в насмешку. В сценарии, когда Россия дергает за все ниточки и играет роль координатора торговли газом, Туркменистан может приобрести несколько новых клиентов, только ценой подрыва его возможностей для самостоятельных действий.
Источник : Eurasianet